Велосипед уже давно перестал быть просто средством передвижения - сегодня это стиль жизни, способ поддерживать здоровье и получать удовольствие от активного отдыха. Однако с ростом популярности велосипедов расширяется и их ассортимент, из-за чего неподготовленному человеку становится всё сложнее сделать правильный выбор. На что же обратить внимание при покупке велосипеда?
В этой статье мы поможем вам разобраться в типах велосипедов, понять разницу между хардтейлами и двухподвесами, научим подбирать правильный размер рамы под ваш рост и расскажем о нюансах выбора под конкретный стиль катания. После прочтения вы сможете гораздо увереннее ориентироваться в многообразии моделей и найдете тот самый велосипед, который подарит вам максимум положительных эмоций от поездок.
Определяем цель использования велосипеда
Прежде чем приступать к выбору конкретной модели, важно честно ответить себе на вопрос - для чего вам нужен велосипед. От этого напрямую зависит, на что стоит обратить первоочередное внимание при покупке.
Типы местности и дорожных покрытий
-
Город. Если вы планируете ездить преимущественно по ровному асфальту, велодорожкам и паркам, то ваш выбор - городские велосипеды, гибриды или шоссейники.
-
Бездорожье. Для уверенного катания по пересеченной местности, корням и камням нужен горный велосипед с широкими покрышками и амортизацией.
-
Смешанные маршруты. Когда предстоят поездки и по асфальту, и по легкому бездорожью, оптимальным выбором станут гравийные велосипеды или кросс-кантрийные хардтейлы.
Стиль и интенсивность катания
Неспешные прогулки по ровным дорогам - это одно, а агрессивное катание с прыжками и спусками - совсем другое. От того, какой у вас стиль езды, тоже во многом зависит выбор велосипеда:
-
Кросс-кантри. Катание по лесным и полевым тропинкам на большие расстояния. Упор на скорость и эффективность педалирования.
-
Трейл и ол-маунтин. Более техничное катание с умеренными прыжками и спусками. Нужна хорошая маневренность и проходимость.
-
Эндуро и даунхил. Экстремальное катание с серьёзными прыжками, дропами и очень крутыми спусками. Необходим запас прочности и длинноходная подвеска.
Частота и продолжительность поездок
Для повседневных коротких поездок по городу можно обойтись и недорогой моделью начального уровня. А вот если вы планируете совершать многочасовые интенсивные заезды хотя бы несколько раз в неделю, то стоит обратить внимание на более серьёзные велосипеды с качественным оборудованием. То же самое касается и тех, кто хочет принимать участие в любительских соревнованиях.
Выбираем оптимальный тип велосипеда
Теперь, зная предполагаемый сценарий использования велосипеда, можно сузить круг поиска и более предметно изучать конкретные типы байков.
Горные велосипеды
Это самая многочисленная категория, которая подразделяется на хардтейлы (модели только с передним амортизатором), ригиды (с передней жесткой вилкой) и двухподвесы (с передней и задней подвеской). Горные велосипеды хорошо подходят для катания по бездорожью и пересеченной местности благодаря:
-
Широким покрышкам с агрессивным протектором для лучшего сцепления
-
Амортизационной вилке, смягчающей удары на кочках и неровностях
-
Прочной раме, способной выдерживать высокие нагрузки
-
Навесному оборудованию, рассчитанному на частое переключение передач
Внутри категории горных велосипедов есть несколько подвидов, отличающихся геометрией рамы и величиной хода подвески:
-
Кросс-кантри - легкие хардтейлы для быстрой езды по лесным тропам и полям
-
Трейловые - универсальные двухподвесы для более сложных маршрутов с неровностями
-
Эндуро - прочные двухподвесы для агрессивного катания с серьезными препятствиями
-
Даунхильные - узкоспециализированные байки для скоростных спусков и больших прыжков
Шоссейные и гравийные велосипеды
Шоссейники созданы для скоростной езды по ровному асфальту, в то время как гравийные модели более универсальны и допускают съезды на укатанные грунтовки. Типичные черты шоссейных и гравийных велосипедов:
Узкие колёса 700С для низкого сопротивления качению (важное замечание: ширина покрышек для данных типов велосипедов разная, при одинаковом диаметре)
-
Руль типа "баран" для аэродинамической посадки
-
Отсутствие переднего амортизатора для максимальной эффективности педалирования , а также снижения веса велосипеда
-
Более высокая посадка и увеличенный клиренс у гравийных моделей
Городские велосипеды и гибриды
Для размеренного катания по асфальту и велодорожкам в черте города обратите внимание на комфортные городские велосипеды. Их конструкция ориентирована на удобство, простоту использования и практичность:
-
Прямая вертикальная посадка, снижающая нагрузку на спину
-
Возможность крепления багажника, корзин, крыльев и фонарей
-
Защитный кожух цепи, предотвращающий попадание одежды в механизм
-
Внутренняя проводка тросов для лаконичного внешнего вида
-
Небольшое количество передач или их отсутствие
Гибридные велосипеды объединяют в себе черты шоссейных и горных моделей. Благодаря более широким покрышкам и передней амортизационной вилке они лучше подходят для поездок не только по асфальту, но и по парковым дорожкам и укатанным грунтовкам.
BMX и экстремальные велосипеды
Компактные и прочные BMX байки на колесах 20 дюймов - оптимальный выбор для подростков и райдеров, увлекающихся трюковым катанием в скейтпарках, на улицах города или специальных земляных трассах с трамплинами. Характерные особенности BMX:
-
Массивная рама из толстостенных труб
-
Одна передача для лучшей управляемости в воздухе
-
Отсутствие переключателей и другого навесного оборудования
-
Небольшое седло, не мешающее выполнять трюки
Отдельно стоит упомянуть экстремальные велосипеды для дёрта и стрита - более крупные модели на колесах 24 и 26 дюймов для высоких прыжков и сложных элементов. Как правило, это хардтейлы с прочными рамами и длинноходными вилками.
Детские и подростковые велосипеды
Для самых юных райдеров существуют детские велосипеды с колесами диаметром от 12 до 24 дюймов. Их главные отличия от взрослых моделей - маленькие размеры, низкая рама (у девочек иногда вообще открытая), небольшой вес, защитные кожухи на цепи и колесах, дополнительные колесики для начинающих.
Подросткам постарше можно присмотреть уже более "взрослые" модели с колёсами 24-26 дюймов. Часто это уменьшенные копии горных велосипедов со всеми их преимуществами - амортизационной вилкой, широкими покрышками и навесным оборудованием. Некоторые производители выпускают подростковые велосипеды в стиле BMX для любителей помладше.
Складные и туристические велосипеды
Складные велосипеды пользуются популярностью у тех, кто вынужден комбинировать поездки по городу с общественным транспортом или возить байк в автомобиле. Небольшие колеса (16-24 дюйма) и складная конструкция рамы позволяют компактно сложить велосипед и перевозить его с собой.
Туристические модели - надежные велосипеды для путешествий по пересеченной местности на большие расстояния. Их главные особенности:
-
Стальная или алюминиевая рама с креплениями для багажников и сумок
-
Передняя амортизационная вилка с большим ходом
-
Прочные колеса с двойными ободами
-
Высокий руль и эргономичное седло для комфорта в длительных поездках
-
Много передач для подъемов с полной загрузкой
Электровелосипеды
Все большую популярность набирают электрические велосипеды с мотор-колесом и съемной батареей. Они дают возможность преодолевать значительные расстояния без чрезмерной нагрузки и подниматься в крутые горки без усилий. Электровелосипеды бывают в различном исполнении:
-
Городские модели для поездок на работу и по делам
-
Складные электробайки для мобильности
-
Внедорожные хардтейлы и двухподвесы для туристических маршрутов
Как подобрать размер велосипеда по росту
Правильно подобранный под ваш рост размер рамы велосипеда - залог комфорта и безопасности при езде. Садясь на велосипед, вы должны доставать ногами до земли, стоя над верхней трубой, а также дотягиваться до руля с небольшим наклоном корпуса вперед.
Размер рамы измеряется в дюймах (от 13 до 24 дюймов) и обозначает условную длину подседельной трубы (от центра кареточного стакана до подседельного штыря). Нередко производители маркируют размеры буквами S, M, L, XL, что примерно соответствует обозначениям в дюймах.
В интернет-ресурсах размещено много разнообразной информации по соответствию вашего роста определенной раме велосипеда. Но не забывайте учитывать и размер колеса, так как, чем больше колесо, тем меньший размер рамы нужно выбирать. Например: при росте 160-170см Вам подойдет рама 16-17 дюймов на 26 колесах, но выбирая колесо 27,5 дюймов, в зависимости опять же от роста, лучше брать раму меньшую.
Помимо роста, необходимо учитывать и длину ног - если у вас она больше среднего, имеет смысл выбрать раму на размер больше. Для женщин и подростков некоторые производители выпускают отдельные линейки велосипедов с заниженной геометрией, что облегчает посадку и высадку.
Также можно отметить и доказанный факт: длина ноги у женского пола как правило, больше, чем у мужчин, при одинаковом росте. Поэтому этот факт необходимо учитывать при подборе велосипеда.
Практически все уважающие себя производители предоставляют схемы рам своих велосипедов, где опираясь на геометрию рамы, в четко выраженных числовых значениях, можно практически идеально подобрать необходимый размер рамы, учитывая индивидуальные особенности велосипедиста.
Ну а чем грозит неверно выбранная рама велосипеда, наверное многие догадываются: от болезненного соскакивания на верхнюю трубу при, скажем, экстренном торможении, до боли в коленях и поясничном отделе, а также болевых ощущений в локтях и запястьях.
Выбор велосипеда по стилю катания
Теперь давайте разберемся, какие типы велосипедов наилучшим образом подходят для различных стилей катания.
Кросс-кантри (XC)
Это самый распространенный стиль катания, который подразумевает быструю езду по лесным и полевым тропинкам, где попадаются небольшие неровности, корни и камни. Для кросс-кантри оптимально подойдут хардтейлы с передней воздушной вилкой небольшого хода (100-120 мм) и колесами 29 дюймов. Это легкие и накатистые велосипеды, на которых можно ездить и по асфальту.
Марафон
Разновидность кросс-кантри, предполагающая многочасовые поездки по пересеченной местности со значительными расстояниями. Здесь вам пригодится двухподвесный велосипед с эффективной и легкой подвеской, а также более щадящей посадкой для снижения нагрузки на позвоночник. Обратите внимание на модели с колесами 29 дюймов и передней воздушной вилкой с блокировкой хода. Желательно, чтобы задний амортизатор тоже имел возможность блокировки или платформенный режим для эффективного педалирования.
Трейл и ол-маунтин
Более техничная и агрессивная езда по сложным тропам с большими перепадами высот, резкими спусками и подъемами. Здесь нужны двухподвесные велосипеды с длинноходной подвеской (130-160 мм), широкими покрышками и тормозами повышенной мощности. Трейловые байки универсальны - на них можно и в горы, и в парк, и по асфальту прокатиться.
Эндуро и даунхил
Экстремальные велосипеды для гонок по горным склонам с большим количеством естественных и искусственных препятствий. Отличаются сверхпрочными рамами, длинноходной подвеской (160-200 мм), агрессивной геометрией, усиленными ободами и массивными покрышками. Эндуро модели универсальнее и пригодны для самостоятельного подъема в гору, а даунхильные велосипеды заточены исключительно под скоростные спуски.
Дёрт и стрит
Эти дисциплины объединяют элементы BMX и MTB. Дёртовые велосипеды созданы для агрессивного катания по грунтовым трамплинам и контруклонам. Стритовые - для выполнения трюков в городских условиях. И те, и другие отличаются прочными рамами, низким стендовером, компактной колесной базой и минималистичным оборудованием. Идеальный размер колес для дёрта и стрита - 26 дюймов.
Триал и фрирайд
Триальные велосипеды используются для преодоления сложных естественных препятствий - бревен, валунов, развалин и т.п. Это легкие и прочные хардтейлы со специфической геометрией, 24-дюймовыми колесами и гидравлическими тормозами. У них нет сиденья как такового. Фрирайд - это сплав даунхила и дерта, подразумевающий трюковую езду в условиях горного рельефа. Для него нужен длинноходный двухподвес с короткой колесной базой, одной передачей и мощными тормозами.
Велотуризм
Велопутешествия по смешанному рельефу на большие расстояния (вплоть до тысяч километров). Оптимальный туринговый велосипед - это прочный и надежный хардтейл 28-29 дюймов на стальной или алюминиевой раме с большим количеством передач (27-30), багажниками спереди и сзади, крыльями и световым оборудованием. Посадка должна быть комфортной, руль - высоким, седло - широким.
Бреветы - это любительские шоссейные марафоны на сверхдальние дистанции (200 км и более), требующие специальной физической и технической подготовки. Велосипед для бревета представляет собой облегченный и обтекаемый шоссейник на колесах 28 дюймов, со специфическим оснащением (аэродинамичная посадка, узкие покрышки, передняя втулка-динамо для фары).
Материалы изготовления велосипедов
От материала рамы зависят такие ключевые характеристики велосипеда, как вес, жесткость, прочность и стоимость. Разберем основные варианты.
Стальные рамы
Сталь - традиционный материал для изготовления велосипедных рам. Его главные преимущества - высокая прочность, надежность и долговечность. Стальные рамы эффективно гасят вибрации, обеспечивая плавность хода. При этом они тяжелее алюминиевых и карбоновых аналогов, что сказывается на разгонной динамике и управляемости велосипеда.
В зависимости от сплава различают несколько категорий стали:
- Углеродистая сталь (Hi-Ten) - самый дешевый и тяжелый вариант
- Хром-молибденовая сталь (CroMo) - оптимальный баланс прочности, веса и цены
- Нержавеющая сталь - дорогой премиальный материал с высокой коррозионной стойкостью
Алюминиевые сплавы
Более 90% современных велосипедов построены на алюминиевых рамах. Они примерно на 30-40% легче стальных, при этом обладают достаточной жесткостью и прочностью. Алюминий быстрее реагирует на педалирование, делая велосипед отзывчивым в разгоне и управлении, но несколько хуже гасит вибрации и подвержен усталостным деформациям.
Наиболее распространенные сплавы для велосипедных рам:
-
6061 - универсальный вариант с добавлением магния и кремния
-
7005 - более прочный сплав на основе цинка
Карбоновые рамы
Карбон (углепластик) - композитный материал на основе переплетенных нитей углеродного волокна, пропитанных эпоксидной смолой. Карбоновые рамы отличаются выдающейся легкостью, прочностью и жесткостью, что положительно сказывается на ходовых качествах велосипеда. Также карбон эффективно поглощает вибрации и позволяет создавать аэродинамические формы рамы.
Минусы карбоновых рам - высокая цена, сложность ремонта и чувствительность к точечным ударам. Кроме того, качество карбоновых рам зависит от технологии производства и контроля на всех этапах.
Титан
Титановые рамы - выбор профессионалов и энтузиастов. Они объединяют в себе лучшие качества стали, алюминия и карбона: легкость, надежность, жесткость, стойкость к коррозии и способность гасить вибрации. При этом и цена у них соответствующая, что связано со сложностью обработки и сварки титановых труб.
Выбор велосипеда по цене и уровню компонентов
Ценовая категория велосипеда во многом определяет уровень его компонентов - переключателей, тормозов, вилки, колес и других навесных узлов. Рассмотрим основные сегменты.
Бюджетный сегмент
Велосипеды начального уровня стоимостью 20-30 тысяч рублей оптимальны для новичков и тех, кто катается нечасто. Они комплектуются надежными, но достаточно простыми компонентами уровня Shimano Tourney/Altus или SRAM X3/X4. Вилки – пружинные, пружинно-эластомерные, тормоза - ободные или механические дисковые. Такие велосипеды подойдут для несложных маршрутов, но могут разочаровать отзывчивостью и плавностью хода.
Модели начального и среднего уровней
Ценовая категория 30-80 тысяч рублей - самая популярная. Здесь вы найдете крепкие алюминиевые хардтейлы и двухподвесы начального уровня для активного катания в любых условиях. Оборудование - Shimano Acera/Alivio/Deore или Sram X5/X7. Пружинно-эластомерные, воздушные, воздушно-масляные вилки с гидравлической блокировкой, гидравлические дисковые тормоза, кассеты на 9-11 скоростей - вот типичные атрибуты велосипедов среднего класса.
Профессиональные и топовые велосипеды
Ценник от 80 тысяч рублей и выше - это территория продвинутых энтузиастов и спортсменов-любителей. В этой категории преобладают велосипеды как на алюминиевых, так и на карбоновых рамах с лучшими компонентами уровня Shimano XT/XTR или SRAM X0/X1/XX1. Вилки и амортизаторы - регулируемые, с системой блокировки и большим ходом 150-180 мм. Тормоза, трансмиссия и колеса - топовые, с использованием легких материалов.
Компоненты Shimano и SRAM разных уровней
На велосипедных компонентах специализируются две компании - японская Shimano и американская SRAM. У них есть несколько групп оборудования, примерно соответствующих друг другу по характеристикам и цене:
Shimano / SRAM
Tourney / X3-X4
Altus / -
Acera / X5
Alivio / -
Deore / X7
SLX / X9
Deore XT / X0
Deore XTR / X1, XX1
Чем выше уровень оборудования, тем оно легче, долговечнее и функциональнее. Но и цена растет пропорционально. Большинству любителей хватает компонентов среднего уровня SLX/Deore или X7/X9.
Обзор лучших брендов велосипедов по категориям
При выборе нового велосипеда полезно ориентироваться не только по цене и характеристикам, но и по брендам. Расскажем о самых заслуживающих внимания производителях.
Лидеры рынка
-
Giant - тайваньский гигант с широчайшим ассортиментом велосипедов на любой вкус и бюджет
-
Trek - американский инноватор, пионер в использовании карбона и подвесок
-
Specialized - еще один влиятельный американский бренд с упором на гоночные модели
Немецкое качество
-
Cube - оптимальный баланс цены и оснащения, большой выбор горных моделей
-
Canyon - специализация на шоссейных и циклокроссовых велосипедах
-
Focus - компания с богатой спортивной историей, сейчас принадлежит Pon Holdings
А-бренды
-
Scott - швейцарский производитель, дважды становившийся брендом года
-
Merida - один из крупнейших тайваньских брендов, совладелец Specialized
-
Cannondale - культовая американская марка, знаменитая инновациями в алюминиевых рамах
Российские марки
-
Stels - самый популярный отечественный бренд, широкая линейка доступных моделей
-
Forward - активно развивающийся бренд, упор на модели среднего уровня
-
Stark - молодая амбициозная компания, шоссейные и МТБ велосипеды с хорошим оснащением
На что обратить внимание при выборе велосипеда
Подводя итоги, перечислим ключевые моменты, которые нужно учитывать при выборе велосипеда:
Тормозная система
Ободные тормоза проще и дешевле в обслуживании, дисковые (особенно гидравлические) - мощнее и надежнее. Для города и несложных маршрутов хватит ободных тормозов, для гор и бездорожья лучше выбрать дисковые.
Колеса
Стандарт для горных велосипедов - колеса 27,5 или 29 дюймов. "Найнеры" лучше держат скорость и проходят неровности, колеса 27,5" легче в разгоне и маневреннее. Двойные ободья прочнее одинарных, но тяжелее. Для бездорожья выбирайте широкие покрышки с высоким протектором.
Чем больше скоростей (передач), тем больше диапазон и плавность переключения. Для города хватит 7-8 скоростей, для пересеченной местности оптимальны 9-12 скоростей. Переключатели и манетки лучше выбирать от Shimano или Sram.
Для легкого бездорожья подойдет пружинно-эластомерная вилка, для более сложных трасс - воздушно-масляная. Ход 100-120 мм - оптимален для кросс-кантри, 150-180 мм - для трейла и эндуро.
Короткая колесная база и вынос руля дают лучшую маневренность, длинная - устойчивость на высоких скоростях. Чем больше угол наклона рулевого стакана, тем острее управление велосипедом. На удобство посадки влияют угол и длина подседельной трубы.
В идеале хардтейл должен весить 12-13 кг, двухподвес - 13-14 кг. Чем легче велосипед, тем он отзывчивее, динамичнее разгоняется, легче преодолевает подъемы и дольше сохраняет накат.
В завершение отметим, что универсального идеального велосипеда не существует. Каждый должен выбирать модель, исходя из своего роста, уровня подготовки, целей и условий катания. Не спешите с покупкой - изучите теорию, ознакомьтесь с реальными отзывами и обязательно проконсультируйтесь перед покупкой со специалистами. Правильно выбранный байк будет радовать вас долгие годы, даря положительные эмоции от каждой поездки!